Ну что же, дорогие друзья и уважаемые читатели DelayFoto.ru , сегодня, мы поговорим с одним из самых популярных свадебных фотографов Новосибирска, Алексеем Винокуровым.
Алексей: Здравствуйте дорогие телезрители и радиослушатели, в первых строках своего письма, ладно, давайте без шуток =)…
Вадим: Как же мы давно с тобой не виделись, честно сказать, я вообще наткнулся на тебя случайно.
А: Вот видишь, как жизнь все на места расставляет
В: Да я вообще так приятно был удивлен, тем более, что сам с темой свадебной фотографии в любительском плане связан.
А: Давно фотографируешь?
В: Около 5 -и лет наверное
А: Я кстати не намного больше
В: Для меня это не сама цель, просто иногда друзьям свадьбы фотографировал, может там 10-15 раз.
А: Ну все равно, видишь, уже и опыт работы свадебным фотографом есть.
В: Ну если это можно опытом назвать. Ладно, давай, поехали.
А: О чем мы будем говорить?
В: Для начала, расскажи, где родился, чего достиг, как ты к этому пришел, как докатился до такой жизни фотографической?
А: Если так разобраться, в нашей российской жизни, мужчина фотограф – это не респектабельно. Обязательно ты должен быть или бандитом или бизнесменом, это как минимум. Но мне очень нравится то, чем я занимаюсь. По сути – это самая позитивная профессия на планете! Если задуматься, что может быть еще лучше? Я не знаю другой такой профессии. Ты всегда на позитиве, люди вокруг тебя всегда красиво одетые, они тоже счастливы и тебя обожают, у них самые лучшие и дорогие машины, красивые платья и так далее.
Ты попадаешь в атмосферу праздника! Более того профессия настолько комплементарная! Какой жених и невеста может сказать, что им не понравилось на собственной свадьбе. Как правило, они уже настроены на позитив, и если ты хотя бы выполнишь то, что они от тебя ожидают, свою работу хорошо, качественно, покажешь отличный сервис, тогда и результат будет позитивным. Как я к этому пришел? Наверное, не знаю, внезапно пришел. У меня появился фотоаппарат, да и фотографировать всегда нравилось.
Не могу сказать, что я с пятнадцати лет этим фанатею, начал всем этим заниматься лишь 8 лет назад. Сначала фотографировал жучков, паучков, пестики и тычинки, а уже потом начал мучать всю свою родню. Когда же их в конец уже замучил, начал снимать моделей в модельном агентстве. Там, конечно же, все красиво, но будто живости не достает.
В: Наиграно?
А: Да, все не настоящее! Внезапно очутился на одной свадьбе, вернее даже не то, что очутился, а появился интерес к свадебной фотографии, когда сходил на первую свадьбу бесплатно поснимать, понял, что там весело и интересно. Затем поснимал буквально так штук 5-10 свадеб бесплатно, и меня люди начали портить – деньги за работу предлагать. И вот, я почувствовал запах денег 🙂 и понял, что из этого может выйти неплохой бизнес.
В: Наверное, все через это проходят!
А: Испытание деньгами?
В: Ну да, у меня была похожая ситуация, я друзьям когда снимал, предупреждал, что не профессионал, но думаю, хорошие кадры все-равно можно будет найти, так сказать выдернуть. Люди оставались довольными и потихоньку начали предлагать деньги, мол, сколько возьмешь и все такое. Но свадебная фотография на тот момент не была моей направленностью…
А: И, тем не менее, деньги за съемку начали появляться?
В: Ну да, за съемку начали люди давать деньги.
А: Вот, таким-же способом, и меня испортили! Правда до этого я уже понял, что бесплатно снимать бессмысленно, потому как времязатратное это мероприятие и трудозатратное и решил, что деньги надо брать.
В: Выжимаешься как лимон!
А: Точно! Но, в тот момент, когда я пришел на этот рынок, фотограф дорого не стоил. И было очень сложно вообще понимать, к чему все это приведёт. Это было больше как халтура, да и к свадебному фотографу относились как к халтурщику. Друзья фотографы никогда не хотели смотреть мое свадебное портфолио. Сами хвастались какими-нибудь фото в стиле «Ню» или репортажами – вот что казалось действительно круто. А по поводу свадебных фотографий все время говорили: «а это халтура, уйди с ней, никому не интересно смотреть свадьбы!».
Вот! Тогда я начал смотреть кучу американских, зарубежных фотографов и увидел, что там это значимо, там фотограф – это круто, там это дорого. И, затеяли небольшую революцию с соратниками, так скажем. Привезли хорошую выставку свадебных фотографий Австралийских фотографов, потом была куча мастер-классов всяких знаменитых и не знаменитых свадебных фотографов здесь, вообще культуру свадеб начали повышать, советовать невестам как может быть красиво, что можно подружек одеть в одинаковые платья, а не просто. То-есть, фотографы стали по сути консультантами. И вот спустя восемь лет могу сказать, что выросла цена в десятки раз, стоимость фотографа и соответственно и сами свадьбы тоже изменились и рынок этих услуг поменялся.
В: Cейчас наверно, заказчику не интересно просто получать фотографии, нужен еще и сервис!
А: Это целый бизнес, как раз на курсах всегда об этом рассказываю. Для многих шок, что, оказывается, свадебная фотография – это не только фотография – это еще куча разных комплексов!
В: Умение продавать еще нужно!
А: Точно! В общем, долгим этим рассказом я хотел сказать, что свадебная фотография — это не просто пришел и начал фотографировать, а все-таки это большая эволюция, через которую пришлось пройти за восемь лет. И ситуация на рынке изменилась очень сильно, и я сам тоже изменился. Когда я был более застенчивым в начале, то сейчас меня уже ничем не удивишь, и сотни гостей, стоящих передо мной и бунтующих, для меня уже это не страшно.
В: Алексей, а расскажи где ты учился фотографии? У кого? Как?
А: В Новосибирске, к сожалению, не могу похвастаться, что кто-то взялся меня учить. Те, к кому я обратился, сказали, что конкурентов себе не выращивают и все отказались. Учился на фильмах зарубежных фотографов. Они на тот момент обучающие фильмы различные делали, в интернете этого много. За рубежом это очень сильно развито, их свадебная фотография еще 50 лет назад была художественной. Наша, на протяжении всех лет, была документальной.
В: Совдеповской!?
А: Да, совдеповской. Здесь надо сфотографироваться, здесь надо сфотографироваться, и все с каменными лицами. У них это давно уже художественно, поэтому я и обратил внимание. И честно говоря, так получилось, что я этим и выделялся. Что все фотографировали: на часовнях да оперных театрах, а мы гуляли по разным местам. Люди обычно были в шоке, зачем мы пошли по этим проулкам фотографироваться. Но результат всем нравился!
Это очень сильно отличало меня на рынке. Учился я, сейчас могу смело сказать уже, спустя восемь лет, учился у всех топовых свадебных фотографов мира. Ездил к одному, там, в Италию, к другому – в Америку и так далее. По сути дела учился у всех, у кого мог. Теперь уже лично знаком со всеми. Поехал за границу я не раньше чем через пять лет, после того, как начал снимать, ну может чуть меньше.
Но в первую очередь поехал к тому, кого считал всегда номером один! И он уже восемь лет подтверждает, что он номер один. Его свадебные книги и свадебные фотографии уже на протяжении восьми лет занимают первое, второе, третье место.
В: Назовешь имя автора?
А: Зовут его, Джерри Гионис, на него стоит обратить внимание, если кому-то интересно. Потому, что его стиль сам по себе очень классический и интересен в том плане, что он не знает даже как включается Photoshop. Его стиль съемки – это снять 300 кадров за всю свадьбу и все, эти фотографии уже готовы к печати, по сути дела. Ну,кроме, если, знаешь, прыщики можно убрать, а в целом готово. Наш фотограф сейчас – это пойти на свадьбу, снять 3000 кадров, и в результате получить хлам, который надо прогнать через Literoom, Photoshop.
В: Вот и я об этом задумывался как раз, когда фотографировал. Программа Photoshop есть, это все понятно, но смысл хорошей фотографии в другом. Нужно сфотографировать так, чтобы потом не прибегать к дополнительной обработке.
А: Верно, существует даже такое выражение, что нужно уметь фотографировать, а не реанимировать фотографии в Photoshop. Ты должен быть фотографом, а не фотодизайнером, который потом буде дорабатывать фотографию.
Именно по этой причине я, честно говоря, никогда не снимал в режиме RAW. Есть такое мнение, что молодые фотографы начинают так работать, привыкают и потом всю свою творческую жизнь снимают в RAW, так мол, сейчас у меня тут пролетит фотография по экспозиции, я домой приеду и подкорректирую. Нужно учиться тут колесо повернуть, чтобы сразу все было хорошо. Ну это мое такое представление.
В: Основываясь на своем опыте могу добавить, что сам в RAW пробовал снимать, но для себя так и не понял необходимость этого режима. Опять таки, я ведь не профессионал.
А: Согласен, я тоже в нем нужды не вижу. И еще вот какой момент, ты утверждаешь, что еще пока не профессионал, а что это такое профессионал в среде услуг свадебного фотографа!? Никакой классификации профессионализма нет! Мы в такой сфере, благодатной работаем, что, по сути, нет института, который бы говорил: «Вот ты профессионал, а ты нет!». Не существует такой корочки: «Профессиональный свадебный фотограф».
В: Наверное тут каждый со своей колокольни меряет кто профессионал, а кто нет!
А: Есть такое выражение – если ты еще не профессионал, притворись, ПОКА им не стал.
В: Хорошее выражение, надо будет попробовать притвориться :).
А: В любом случае на душе будет спокойнее, ты ведь намного профессиональнее любого непрофессионала, который вообще не берет фотоаппарат в руки.
В: Ну это понятно, что когда перед тобой поставят задачу, требующую решения, нет ничего невозможного!
А: Есть лишь одна проблема, способная тебе помешать – это собственное внутреннее состояние, что я еще не профессионал. Поэтому надо сразу с этим бороться, с первого дня. Не решаемых задач нет! Это ты в точку сказал. Изначально надо себя настроить, что я могу сделать все, что угодно.
В: Кстати, я по этому поводу могу привести пример из жизни. Когда я занимался ремонтом, заказчик поставил перед нами задачу – положить паркетную доску. На то время мы еще не работали с этим материалом. Доски было ограниченное количество, и стоила она как самолет. После двух дней размышлений мы поняли, что сможем выполнить задачу. Мы положили паркетную доску, причем сделали это так, что результат превзошёл все ожидания.
А: Ну вот, видишь! Главное, это понять – не боги горшки обжигают!
В: Да, есть такое!
А: Ну в общем, изначально вопрос ведь был про учебу. Учился я уже довольно много где, и до сих пор учусь и учусь иногда даже у своих студентов. Так что учимся мы постоянно. Пока рассказываешь, сам и учишься.
В: А расскажи про свою первую свадьбу, про своих первых коммерческих заказчиков.
А: Ну им спасибо в любом случае, что они меня не побили :)! Я, конечно, начинал осторожно и сразу оговаривал, что раз я бесплатно работаю, то с меня, если что, взятки гладки. В результате так получалось, что бесплатные заказчики начали давать деньги, потому что они видели, как я вкладываю свои силы, как стараюсь им угодить. В связи с этим так и начали поступать коммерческие заказы. Естественно, вначале было страшно, что я не знаю куда идти, что делать, как это должно все выглядеть, потому, как не было общего представления.
В тот момент как раз таки и сформировалась этика свадебной фотографии. Если так задуматься, а кто скажет, что именно я должен отдать клиенту. На тот момент не было общего какого-то понятия, что фотограф должен после съемки отдать 100 фотографий, записанный диск и фотокнигу. Сейчас это все есть! И, опять таки, могу сказать, что в тот момент мы и формировали спрос на то, что клиент должен в результате получить.
Сейчас, когда клиент приходи, он уже знает, что десять поколений его друзей получали 100 фотографий, а это значит, что и ему отдать должны не менее ста. А тогда можно было сказать, что я отдаю 10 фотографий и достаточно. На первой свадьбе было страшно, ведь я не понимал, сколько и чего должен отдать в результате, сколько должно быть обработок и т.п.
Постепенно, когда ты ходишь на одну свадьбу, на вторую, на третью, становиться спокойнее и ты уже начинаешь опережать какие-то события, понимать, что сейчас должно что-то произойти и куда нужно в этом случае бежать. Или ты не знаешь где в ЗАГСе надо стоять. Был очень сложный период, когда фотографов вообще не пускали в ЗАГС, там работали только местные фотографы, которые были в штате. Сейчас эта тенденция уже не прослеживается.
В: Алексей, как ты планируешь свой рабочий день? С чего начинаешь? Пользуешься ли записями, стандартными ежедневниками, может Soft какой-то используешь?
А: Для менеджмента своих клиентов использую онлайн сервис, который называется «mirio.ru». Что позволяет мне вести свою клиентскую базу. Для организации собственного рабочего дня больше использую IPhone, в котором хранятся все мои заметки. Но если говорить о планировании, когда я должен обработать, фотографировать, то сейчас мой день более отвязанный и спокойный. Потому как у меня есть дизайнеры, которые за меня все обрабатывают, есть менеджер, который занимается студией, моя задача сводиться к тому, чтобы появляться на съемки и фотографировать. Поэтому уже нет такой проблемы, как была раньше.
В: Раньше я так понимаю было, что человек один фотографирует, затем ему надо всю эту пачку отфильтровать, обработать, одновременно звонят потенциальные клиенты, кого-то надо одобрить, кому-то отказать, работа…
А: Конечно, работа довольно сложная. И, о чем я жалею сейчас, так это о том, что можно было раньше к этому прийти, не тянуть так долго с созданием студии и офиса. Нужно было давно это сделать, и было бы намного проще уже сейчас. Последние два года на меня работают дизайнеры, обрабатывают материал, они очень сильно меня разгрузили.
И, соответственно, маркетинговая сторона, которая подразумевает поиск клиентов, общение с ними, тоже неплохо разгружает. Кстати, ошибка большинства свадебных фотографов на 80, 90% в том, что они считают своих клиентов единоразовыми — они сфотографировали свадьбу, быстро отдали диск и тут же забыли про этого клиента.
В: Сколько времени ты проводишь за камерой в процессе свадебной съемки?
А: Обычно все начинается со сборов жениха и невесты и заканчивается на банкете. Стандартны пакет – это весь день, редко, когда меньше. Это мое самое минимальное предложение, я стараюсь не предлагать прогулки и т.д., потому как моя система взаимоотношений с клиентом подразумевает, что мы с ним почти уже друзья, что мы с ним в близких, товарищеских отношениях и ему со мной интересно провести полный день. Все это начинается с первой встречи, где мы и отлаживаем наше взаимоотношение и настраиваемся на то, что мы должны провести целый день вместе.
В: Это значит, что сначала у тебя проходит какая-то встреча с клиентом? Видел твой ролик, такое короткое интервью.
А: Да это для смеха было сделано!
В: Было сделано для смеха, а посмотреть все-равно интересно!
А: Это даже не то, что для смеха было сделано. Просто организатор свадеб снимает по себя фильм и она предложила мне немного поучаствовать, хотела пообщаться с молодоженами. Мы снимаем это все на видео, а видео оператор и говорит: «Говорите, что хотите, звука на видео не будет». И поэтому мы сидели в расслабленной обстановке, шутили, не подозревая, что звук пишется. А оператор потом взял и из этих смешных моментов сделал нарезку, которая четко демонстрирует, как мы общаемся с клиентами.
В: Это же здорово! Нарезка сделана очень классно!
А: Вот так собственно и проходят наши встречи, сначала мы встречаемся до свадьбы, знакомимся. Просто, почему это делается? Событие очень личное и люди хотят там видеть лично заинтересованного человека.
В: Я понимаю здесь логику, потому как и сам интересовался у людей чего конкретно они хотят, какие строят планы и чего ждут от фотосессии.
А: Ну и в итоге, если прийти на свадьбу, на которой ты работаешь всего час, личного контакта за час добиться намного сложнее для того чтобы снять что-то действительно стоящее.
Для этого надо чтоб люди к тебе привыкли, им было хорошо с тобой и спокойно. И, если посмотреть по моим отзывам, то я по сути чаще до банкета беру роль тамады для молодожен, затем я их передаю профессионалу, и они уже сами по себе плавают. В итоге, отвечая на твой вопрос, обычно съемка длится целый день и заканчивается запускам шаров либо салютом, как минимум разрезанием свадебного торта.
В: Еще хочется спросить, есть ли в свадебной фотографии сезонность?
А: Конечно она есть. Сезонность присутствует как минимум. Свадебная фотография непосредственно относится к сезонным бизнесам. Молодожены стараются провести все эти мероприятия в летние месяцы. И сезонность начинается с апреля, потом молодоженами полностью игнорируется май. Потому как в мае жениться будешь мается. Как будто, если они в июне поженятся, они маются не будут. В общем, я считаю, что в хоть какой месяц не поженись, мается так или иначе придётся.
Тем не менее, май пропускают, дольше июнь, июль, август, сентябрь и октябрь. Вот это самый основной свадебный сезон. В ноябре свадеб намного меньше, а зимой вообще предпочитают не жениться. Мои зимние свадебные фотосессии обычно проходят в Таиланде. Я снимаю максимум три свадьбы за зиму, просто для того, чтобы у меня были зимние фотографии, а не из-за того, что мне нужны деньги. Должны быть зимние съемки, иногда приятно поснимать снегопад. Поэтому три зимние свадьбы – это более чем достаточно. Все остальное время я снимаю так называемых «бывших» клиентов. Для многих фотографов клиенты становятся бывшими сразу после свадьбы, у меня полно заказов семейных съемок, детских и т.д.
В: То есть, ты постоянно продаешь свои услуги?
А: Ну ведь это же проще продавать услуги тем, кто уже с тобой работал!
В:Скажи еще вот что, по каким критериям фотографа выбирает заказчик?
А: Изначально по твоим персональным качествам, когда происходит встреча интересов, ты хочешь себя продать, а клиент купить, он, так или иначе, сначала смотрит на то, какой перед ним человек. Будет ли с ним весело, сможет ли он держать контакт с людьми, будут ли его воспринимать в серьез, не раздражает ли он молодожен лично.
Далее они смотрят на то, чтобы стили совпадали, ознакамливаются с портфолио, оценивают фотографии, смотрят на стиль, какой съемки придерживается фотограф репортажной либо постановочной. Затем смотрят на сервис, как ты их обслуживаешь и комфортно ли им с тобой в плане того, отвечаешь ли ты на их звонки, как разговариваешь и уже потом обращают внимание на общую стоимость услуг. Я бы именно в такой хронологии это все поставил.
В: А сколько времени проходит между съемкой и отдачей материала?
А: У меня еще даже два года назад срок был шесть – восемь месяцев, хотя многие молодожены обычно этому удивляются. Но если реально посмотреть на тенденцию в целом по рынку, то сроки колеблется от шести месяцев до полутора года, некоторые фотографы отдают фотографии через год после съемки.
В: А почему так долго?
А: Ты знаешь, все потому, что это была действительно проблема фотографов. Тот, кто понял, что это проблема, он ее уже исправил. Из-за того что у тебя много заказов скапливается очередь необработанного материала. Допустим летом у тебя было 30 свадеб, на одну свадьбу необходимо как минимум две недели обработки, а теперь задумайся, 30 умножить на 2! В результате последняя свадьба, которую ты снимешь, уходит по очереди обработки далеко в будущее, как минимум на полгода.
И только тогда, когда я взял к себе на работу дизайнеров, которые делают за меня самую грязную работу, сроки выдачи готового материала сократились до трех месяцев максимум. И это, на сегодняшний день, мое очень большое преимущество, потому как мало кто в городе пока еще отдает материал в эти сроки, это как минимум три – шесть месяцев.
В: Какие методы рекламы ты используешь, или время активной рекламы уже прошло?
А: Знаешь, какого то сложного механизма, или наоборот простой схемы никогда не могу ни своим студентам, ни кому-либо другому посоветовать. Потому что опыт человека складывается из определенных ситуаций. Вот в это время это срабатывало, сейчас же работает кое-что другое. Где тебе надо рекламироваться может зависеть даже от того, как ты выглядишь. К сожалению тут связь очень тонкая. Знаешь, как говорят, если прочитать книгу миллионера, как именно он добивался своих богатств, не значит, что и у тебя получится.
Потому как здесь есть очень много факторов, голову никак не поменяешь. Так вот, для меня работала всегда интернет реклама, я не вкладывался никогда, только непосредственное общение на свадебных форумах, которое всегда приводило кучу заказов. Сейчас уже больше работает общение с организаторами свадеб, которые выросли на моих глазах, некоторые даже были моими невестами. А в целом, естественно, — сарафанное радио, на которое приходится работать с самого начала, быть очень хорошим, работать с клиентами, напоминать им о себе и тогда они приведут тебе новых клиентов.
В: Ну да, это наверняка один из лучших методов рекламы в этом бизнесе.
А: Да, любой свадебный фотограф скажет тебе, что это лучшая реклама! Российский рынок основан на дружеском факторе. У тебя заболел зуб, и ты начинаешь спрашивать у друзей, есть ли у них хороший стоматолог. Ты не доверяешь чужим, хочешь, чтобы к тебе лично отнеслись, это заложено у нас в менталитете.
В: Можешь, дать некоторые советы новичкам? Стоит ли начинать заниматься свадебной фотографией, не стоит?
А: Если хочется попробовать, конечно, надо пробовать! Не зря же говорят – будешь больше сожалеть о том, что не попробовал, чем о том, что попробовал и не получилось. Поэтому надо всегда пробовать. Какие советы могу дать? Не бояться — это в первую очередь, верить в то, что ты уже самый лучший фотограф с самого начала.
Если так задуматься, то молодожен, как правило, профессиональный фотограф еще ни разу не снимал. Может, и были там фотосессии, но скорее всего они об этом и не задумывались и максимум, фотографировали себя на телефон или маленькую камерку. В результате все имеющиеся у них фотографии н порядок хуже, чем те, которые ты им отдашь после свадьбы. Да и как я уже говорил, это комплементарный стиль фотографии и он изначально подразумевает, что ты уже лучший для этой конкретной пары.
Ты сейчас их снимаешь и у тебя уже больше опыта, да еще ты находишься на таком празднике, о котором дурно никто не отзовется. Очень редко я слышу плохие отзывы о своих свадьбах, что кто-то скажет, мол, ему что-то не понравилось на собственной свадьбе. В общем, не бояться молодожен и не заморачиваться на технику. Многие на первых этапах слишком много внимания уделяют своему рюкзаку, вместо того, чтобы развиваться личностно, например, стать лучшим психологом, более компанейским, обратить внимание на технологии продажи, маркетинг в этом деле очень важен.
В: Заметил некую тенденцию, после проведения определенного анализа интернет сайтов фотографов, у 90% как говориться «все очень грустно и печально».
А: Я сейчас занимаюсь консультированием одного человека из маленького городка в европейской части России. Так получилось, что он посетил один мой семинар и попросил попробовать его лично продвинуть.
В: Есть такое модное слово «коучинг»!
А: Ну да, я занимаюсь коучингом, глубоким таким коучингом :). И я заставил его записать диалог, который он ведет с потенциальными клиентами, для того, чтобы затем проанализировать почему же у него не получается, что не работает. Были различные недочеты и пробелы, которые исправили, некоторые моменты подтянули до желаемого уровня. Результаты от подобных занятий с начинающими всегда положительные, особенно если человек стремиться к качественному обслуживанию своих клиентов.
Ведь основной клиент свадебного фотографа – это невеста, именно она выбирает. Свадьба – это всегда все про невесту. Я в свою очередь могу похвастаться тем, что 90% моих встреч с клиентами заканчивается подписанием договора, мне приятно, что клиенты ценят меня за встречи и подписывают документы в тот же день. Может быть, это правильно выстроенные воронки продаж и прочее, а может просто приятно заходить в этот офис.
В: Ну, во-первых, что приятно – это факт, а во-вторых, живое адекватное общение всегда располагает. Еще такой вопрос, нужно ли начинающему фотографу рваться сразу в бой или же ему стоит побыть прицепом за мастером, походить поучиться, ассистировать?
А: Даже не знаю как здесь и сказать! Естественно, если хочешь набраться опыта лучше поучиться походить. Конечно, сначала на свадьбу главным фотографом брать не будут, особенно если ты еще ни одной свадьбы не снял, или материал, который снял слабоват. Ну и нам повезло, что мы живем в России, а не где-то там в Америке.
Там ты должен отработать 5 лет ассистентом фотографа, потом вторым фотографом и так далее. И то, что у нас нет института фотографии, то, что нет каких-то конкретных требований к этим специалистам, повлияло на то, что фотографом может стать практически любой человек. У тебя есть фотоаппарат, и уже начиная со следующего дня ты фотограф, который уже может брать деньги и снимать сколько хочет, и кого хочет. В этом плане я бы рекомендовал, конечно, сначала пойти подичиться и уже, потом идти по собственному пути.
В: Есть ли финансовый минимум для вступления в эту тему?
А: Достаточно купить камеру! На западе же ты должен сначала отучиться, проработать в какой-нибудь именитой студии, и только потом от нее отпочковаться или же всю жизнь в ней проработать, только тогда ты станешь фотографом.
В: Ну да, они ушли от нас на много шагов вперед. Может и у нас к этому когда-нибудь придёт.
А: Не знаю, 8 лет бьются и никак не могут к этом прийти. Уже и ассоциации специальные создавали, которые определенное время существовали и потом пропадали куда-то. За границей есть система оценок, за счет существования института фотографии они и цены держат под контролем. У нас же фотография может стоить от 500 рублей до 1 млн. рублей.
Самый дорогой свадебный фотограф на текущий день берет 450000 за свадьбу и это еще не придел, потому что он продает кучу сопутствующих товаров. А самый дешевый снимает бесплатно и отдает на диске за 500 рублей. В Америке самый безрукий фотограф, у меня вот есть по этому случаю пример. Был клиент там, я их снимал и еще параллельно местный фотограф снимал, стоил он 2500$. Если посмотреть материал, который мы здесь делаем за цены вдвое меньше, то это вообще небо и земля. Но, он пошел эту гадость, ерунду наснимал, а там действительно гадость хотя и все нужные корочки есть, а потом купил себе новую аппаратуру. У нас же работая на 3-4 свадьбах, может быть, ты еще сможешь себе позволить что-то обновить.
В: Хотя сейчас ведь с камерами попроще, пошел, купил за 20000 рублей и начал снимать.
А: Это не совсем та камера с которой можно работать. Свадебная съемка с одной стороны очень легкая, а с другой стороны тяжелая. Ты ограничен временем, ты ограничен погодой, у тебя нет SOFT-Box с собой, ты должен подстроиться под естественный свет, должен уметь снимать не только портреты, но еще и макро, иногда и «Ню» даже, не важно – ты должен быть специалистом во многих жанрах фотографии. Вот этой сложностью она меня и привлекает. Если ты умеешь снимать свадьбы, ты сможешь снимать все.
В: Что-то в этом есть!
А: Ну вот смотри, с утра пришел, надо макро, надо снять красиво кольца, различные детали, туфли. Поснимали макро, сделали каталожную или рекламную съемочку, сняли красиво платье как в каталоге. Потом, перейдем к портретной съемке невесты, по поясной портрет, полно ростовой, кольцо, детали, сережки к примеру. Дальше все пошло в репортаже, потому как ты не влезаешь в череду событий, а снимаешь все в репортаже, ищешь какие-то моменты.
Потом ты опять постановщик, художественная постановка, молодожен поставить снять и так далее. А тут еще никаких SOFT-Box нет, еще и небо затянуло, дождь пошел, надо искать свет. Потом зашел в интерьере поснимал, интерьерная съемочка, экстерьерная, в общем, я конечно долго говорил, но задумайся, эта съемка очень разносторонняя.
Это не то, что в студии снимать, поставить SOFT-Box, переставить что-то, подсветить. Да еще и большая ответственность. Событие это не повторить, оно уникально. Тут не скажешь: «Ой ребят, флешка закончилась, давайте завтра встретимся» — или: «Ой батарейки закончились, ну завтра все, в это же время». Нет, здесь ответственность большая и вложений в технику соответственно больше. Если ты в студии работаешь, камера сгорела, есть возможность потом доснять, тут как минимум один запасной комплект аппаратуры должен быть с собой, использовать ты должен хороший инструмент, никаких китайских аналогов, которые могут неожиданно подвести.
В: Как ты думаешь, стоит ли новичку начинать с покупки аппаратуры в кредит?
А: Здесь важно несколько моментов. Во-первых, это то, что планируя начать заниматься свадебной фотографией, нужно изначально к этому серьезно относиться. Многие действительно, даже не влезая в кредит, покупают камеру и начинают фотографировать за маленькие деньги, потому как считают, что это то, что они зарабатывают. Мало кто задумывается о том, что они уже вложили кучу денег в технику, которая вдобавок еще и амортизируется и умирает рано или поздно. Поэтому нужно учесть все аспекты. И когда ты берешь кредит тут даже проще понять свои затраты и сроки окупаемости.
Ты уже будешь выстраивать свою ценовую политику так, чтобы покрыть затраты и заработать. А при покупке аппаратуры без кредита ты прощаешься мысленно с деньгами и с точки начинаешь зарабатывать, не задумываясь о предыдущих тратах. А если так разобраться, вложений уже очень много было. К тому моменту, как ты выходишь на первую свадьбу ты уже очень много времени и денег вложил и в себя и в технику, пытаясь понять, что к чему.
Поэтому я бы призывал молодых фотографов сначала обратить внимание на это. Те деньги, которые молодой фотограф зарабатывает за вычетом предыдущих затрат, на первых парах прибыли не будет. Вот, например, камера стоит 50000, снимая свадьбу за 10000, ты должен отснять как минимум 5 свадеб для того, чтобы отработать оборудование.
В: Еще такой момент, когда просматривал твой сайт, обратил внимание, что в моду начинает входить свадебная съемка за границей.
А: Скажу так, изначально это было довольно эксклюзивным предложением. Потому что первый раз, когда я поехал снимать свадьбу в Таиланд в 2009 году, в интернете не было ни единого подобного предложения, даже топовые фотографы практически не выезжали, не было спроса на такую услугу. Даже если клиенты такие и были, то они находили местных фотографов, а не приглашали специалистов из России. Для меня, как я уже упоминал, сезон зарубежных съемок открылся в 2009 году. Сегодня, если ты зайдешь в интернет и введешь: «фотографы в Таиланде», ты увидишь сотни предложений.
Я, в свое время, когда понял перспективу этого направления сразу же начал формировать свое предложение на сайте, дополнил это все дело некоторой информацией о свадьбах за рубежом, в связи с этим, как фотограф в Таиланде я до сих пор в поисковиках на первых позициях. Тоже самое могу сказать и про свадебную фотографию. Я первый в городе, кто назвал себя именно свадебным фотографом. Это 100%, потому как перед этим я промониторил рынок, я посмотрел предложения, и некоторые фотографы даже на визитках стеснялись писать, что они свадебные, писали просто фотографы.
А я с первого дня заявил, что я свадебный фотограф, и только сейчас расширил и стал семейным, свадебным фотографом. В результате во всех поисковиках я всегда был на первых строчках и до сих пор еще там, в пятерке, в десятке точно. Сайт старый, изначально ориентирован на свадебную фотосессию, есть заграничные предложения, поэтому то для продвижения я никогда особых вложений и не делал.
В: Обратил внимание, что твой сайт очень сильно отличается от сайтов большинства ресурсов свадебных фотографов. Во-первых, сделан он интересно, там не просто сразу портфолио, во-вторых, прогружается достаточно быстро.
А: На обучении, в первый день как раз говорим про эти все фишки. Про сайт вообще могу часами говорить.
В: Вот, ты и расскажи, сайтом сам занимался или прибегал к посторонней помощи?
А: У меня всегда есть человек, который помогает с разработкой с программированием сайта, я ведь не программист. Но технологии того, как и какими блоками, где и что должно быть размещено, какого цвета – этим конечно больше сам занимался. Проводил анализ, знакомился с литературой, смотрел другие сайты.
В: По всей видимости, что основной проблемой сайтов является то, что фотографы ими просто не занимаются, просто сидят и ждут, чтобы к ним приходили клиенты.
А: Долго я шел к сайту, долго планировал и смотрел как что сделать. Без этого никуда, сайт – это моя визитка. К сожалению не все фотографы это понимают и делают сайт просто потому, что это общая тенденция. Есть художник, а есть бизнесмен, хорошо, если ты художник-бизнесмен или бизнесмен-художник, но если ты это не совмещаешь, результат не будет. Есть люди, которые очень красиво снимают, но они не могут это продать, и есть люди, которые снимают посредственно, но владеют такими методами продажи.
В: Здесь на мысль приходит Макдональдс.
А: Вот, как такую еду могут так много продавать!
В: Они просто умеют ее продавать!
А: Видишь, это хороший и яркий пример. Поэтому хорошо, если ты художник-бизнесмен, и у тебя есть этого 50 на 50. Ты понимаешь, какой должна быть красивая фотография и умеешь это все продавать. Тогда ты в дамках, можешь на этом зарабатывать, кормить семью и путешествовать по миру.
В: Какие у тебя планы дальнейшего развития?
А: Кроме покорения мира? 🙂 Сейчас я работаю над одним проектом. Есть идея семейных ежегодных хроник в книгах. В каждой семье есть ряд событий, происходящих в течение года, которые быстро забываются, а подкрепленные фотографиями они будут больше в памяти. Безусловно, ты помнишь, что год назад вы отмечали Новый год, день рождения, но если капнуть глубже, какие-то детали уже ускользают. И часто череда событий не позволяет тебе вспомнить, было ли это два или три года назад, это просто прошлое. А здесь, получается, у каждой семьи на полочке может стоять книга 2011 года, 2012. Открывая ее, они погружаются в свои воспоминания, смеются над прежними шутками, переживают заново эмоции.
В этом плане я сейчас своим «бывшим клиентам», которые стали для меня постоянными и предлагаю этот продукт. Вот, что я понимаю под высоким сервисом. И, кстати – это и ответом на вопрос, почему я не снимаю зимой свадьбы. Я работаю по семейным и детским съемкам, над обработкой снятого материала, фотокнигами. И все довольны. А многие фотографы, об этом забывают, вот, например, есть система Mirio, которая изначально разрабатывалась под мои потребности, я ее знаю всю от и до.
В: Еще раз, под твои нужды?
А: Изначально эта система могла быть только моей, я мок бы спокойно в ней работать и никому не рассказывать.
В: То есть, это твой проект?
А: Изначально да, это сейчас он уже стал не совсем моим проектом. Тем не менее, фотографы, которые в нем участвовали, каждый вносил свои коррективы и предложения. В итоге – это проект большинства. Он обогнал немного время, ведь у нас в стране не так уж много фотографов понимающих значение постоянного клиента. Что не нужно бегать и драться, депенговать по ценам, лишь бы урвать клиента. Просто нужно уметь работать и оказывать своим постоянным клиентам высокий сервис. Когда это понимание придёт, тогда система и станет более популярной. 1000 фотографов пользуются ей, а 10000 не понимают, зачем она им.
В: Это своеобразный сервис, созданный для удобства фотографа?
А: Конечно! Система автоматически поздравляет клиента с Днем Рождения от твоего имени, напоминает тебе о важных датах, если ты лично хочешь поздравить. Следит за всеми твоими заказами, ты прослеживаешь соотношение текущего заработка и затрат. С Новым Годом всех поздравить, напомнить разослать открытки. В общем, сервис широкий, но не все понимают его цену. Не стоит бегать по полям и выискивать себе нового клиента. Закончился договор, подпиши с ним следующий, так надо работать!
В: Эффективный метод ведения клиентской базы?
А: Точно! А по сути дела, если посмотреть, то любой бизнес к этому рано или поздно приходит. Ты можешь один раз что-то приобрести и потом получать уведомления о новых продуктах.
В: Не все у нас понимают необходимости везти работу с клиентской базой.
А: Хотя я уверен, что рано или поздно все к этому придут.
В: Бизнес, в большинстве случаев построен по этой схеме!
А: Ну это в идеале когда, знаешь, ты пошел, купил хлеб, он тебе понравился ты придёшь еще. А вот если взять свадебный салон, который платья продает. Насколько там разовый клиент. В лучшем случае девушка еще раз будет замуж выходить, однако это маловероятно. Поэтому к этому бизнесу такая модель не применима.
В: Зато там работают другие механизмы. Если ты неожиданно от магазина получил подарок…
А: Конечно, разве клиент не поделиться этим со своими друзьями. Но у нас это не принято пока. И на западе! На сколько это все продвинуто! Сложно сравнивать наш и западный рынок. Там при покупке свадебного платья, после заключения договора, клиента поздравляют с покупкой распитием шампанского.
В: Ну что-же, спасибо большое Алексей за такой содержательный диалог. Я думаю информация, которую ты нам сегодня поведал, будет интересна как свадебным фотографам, так и молодоженам. Первым будет легче окунуться в работу, а вторым понять чего стоит ожидать и на что стоит обратить внимание при выборе фотографа на торжество.
А: Всем спасибо! И хорошего продолжения дня!