Фотосъемка лица крупным планом
Портретная фотосъемка крупным планом на первый взгляд может показаться наиболее легкой съемкой, чем портрет в полный рост, потому что крупный план не захватывает тело модели и ей при этом не нужно подбирать позы перед камерой. Но, на самом деле это не так. Съемка лица крупным планом — сложное и кропотливое дело, требующая тщательной подготовки как от фотографа, так и от модели.
Подготовка к съемке.
Единственный объект съемки — это лицо модели, а значит, оно должно быть в полном порядке в плане макияжа. Если вы планируете съемку для продажи целесообразнее нанять профессионального визажиста. Он замаскирует все недостатки кожи модели, а это означает, что на ретуширование фотографии у вас уйдет намного меньше времени. Стоит подумать так же о прическе. Если ваш объект съемки — молодая девушка или ребенок, то придумывать замысловатые прически не стоит, ведь естественность намного интереснее. От этого ваш снимок только выиграет.
Подумайте об аксессуарах.Если съемка проходит в домашней обстановке или в фотостудии, то головные уборы и шарфы в крупноплановой съемке будут не лишними, особенно если съемка проходит в зимнее время. В преддверии Нового года хорошим аксессуаром для портретной съемки станет шапочка Деда Мороза или Снегурочки. Так же модель может одеть неброские украшения — бусы, сережки, заколки для волос.
Фотоаппаратура.
Какой камерой для фотосъемки лица крупным планом пользоваться решать только вам. Важен объектив. Во время съемки крупным планом желательно пользоваться фикс-объективом, т.к. он имеет большую светочувствительность, чем длиннофокусный. Не желательно применять широкоугольный объектив, т.к. он может нещадно исказить черты лица. Если в вашем арсенале есть портретный объектив, то лучше использовать его, нежели какой-либо другой.
Обязателен в применении штатив и желателен фото отражатель, а так же всевозможные источники света и рассеиватели.
Для портретной съемки крупным планом используйте однотонный фон. В случае если съемка проходит на улице, ищите безлюдные места.
Освещение.
Правильно построенный свет очень важен для съемки портрета. Падая на лицо, он формирует светотеневой рисунок. От размещения источника света зависит интенсивность и размер теней. Светом вы можете подчеркивать черты лица или, наоборот, сделать их немного мягче, исключая недостатки.
В фотостудии обычно используется классическая световая схема из трех световых источников. Примерные настройки камеры при данной схеме: ISO 100, диафрагма — f 5,6 и выдержка — 1/100 сек.
Равномерное освещение лица могут дать всего два источника света, оба направленных на боковую сторону лица.
В домашней фотостудии достаточно будет усадить модель возле окна и установить один источник света параллельно окну. Если лицо не достаточно освещено, прибегните к помощи фото отражателя, который вы можете сделать самостоятельно из обычного плотного белого листа.
Если фотосъемка проходит на улице, то освещение в этом случае будет фронтальным, т.е. свет будет падать на лицо модели спереди. Но в данном случае вы рискуете получить на снимке ссуженные или слезящиеся глаза от яркого света, поэтому целесообразно поставить модель так, чтобы свет падал сбоку. Но при такой схеме у вас опят возникнет проблема — вторая половина лица останется в тени. Хорошо, если у вас есть помощник, который будет держать фото отражатель с другой стороны. Но что делать, если у вас его нет? В этом случае вы можете воспользоваться внешней вспышкой, взять ее в левую или правую руку и направлять на теневую сторону лица. Если же такой вариант не подходит, попробуйте снимать по схеме контрового освещения, когда свет находится за спиной модели. Но такой метод опасен, т.к. объектив может «поймать» блики, поэтому возьмите с собой бленду для объектива и пользуйтесь вспышкой, уменьшив ее импульс. Но такой способ съемки приемлем для студии. Один источник света надо направить на фон (причем это можно сделать за самим фоном), а второй непосредственно на лицо модели.
Лучшим вариантом для съемки портрета крупным планом на открытой местности будет пасмурная или облачная погода. В этом случае объекту съемки не угрожают жесткие тени, т.к. тональные переходы становятся более мягкими, и вы спокойно можете снимать его лицо крупным планом.
Если тень на лице — это ваше творческое решение, тогда советуем вам при съемке в студии воспользоваться простой световой схемой, в которую включается один источник света, направленный на лицо модели сбоку, светлый зонт «на проствет» и соответствующий настроению фотографии фон.
Выбор точки съемки и ракурс.
Точка съемки зависит от типажа лица фотографируемого. Широкое лицо не стоит фотографировать в фас. Идеальным вариантом для такого типа лица станет фотосъемка в пол-оборота, когда лицо модели немного повернуто в сторону. На снимках при таком ракурсе лицо кажется немного уже. Камера при этом должна находиться либо на уровне глаз, либо чуть выше уровня глаз модели. Такой ракурс подходит практически каждому типу лица. Но в этом случае вам стоит обратить внимание на плечо модели, которое расположено ближе к камере — оно может показаться слишком крупным, поэтому не стоит его включать в кадр полностью.
Композиция.
Построение композиции крупнопланового портрета зависит от фотографа, а не от самой модели. Модель должна лишь показывать свои чувства, улыбаться или не улыбаться, отводить взгляд или наоборот смотреть в объектив.
Создавая композицию кадра, в первую очередь ориентируйтесь на глаза — они должны находиться в верхней части кадра. Вы можете «обрезать» макушку головы, но ни в коем случае не обрезайте подбородок — это вызовет у зрителя чувство непропорциональности и дискомфорта. Включайте в кадр руки.
Экспериментируйте с цветом и диафрагмой, но помните, что на качество изображения влияет правильно выстроенная диафрагма объектива. При диафрагме f22-f32 (если ваш объектив позволяет такое раскрытие) детали на снимке будут проявляться четче, а значит, мелкие морщин и дефекты на коже тоже проявляться. Поэтому вам следует пользоваться средними значениями диафрагмы, например, f2.8-f 4.0.